/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Экономика высоких технологий /  Исторический момент /  Hi Tech в СССР /  Первые пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход». Часть 2  

Первые пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход». Часть 2

Процесс управления ориентацией корабля условно можно разделить на три этапа: первый — гашение начальных возмущений, второй — поиск Солнца (при АСО) или Земли (при РУ) и третий — поддержание ориентированного состояния.

Летом 1960 г. успешно завершилась разработка и начались испытания всех основных систем и агрегатов корабля. Большая часть из них была проведена на экспериментальных установках, при этом крышки люка отстреливались 50 раз, головной обтекатель сбрасывался 5 раз, макет корабля отделялся от ракеты 15 раз, спускаемый аппарат и приборный отсек разделялись 5 раз, отрывная плата отстреливалась 16 раз и т. д.; много испытаний было проведено по отработке герметичности.

На макетах были отработаны тепловые процессы, проверена работа систем приземления и катапультирования (с вышки, вертолета, самолета). Для отработки парашютной системы были изготовлены три спускаемых аппарата, которые сбрасывались с самолетов Ан-12 с высот 9...12 км, а для отработки их плавучести были проведены испытания на Черном море при волнении до 4 баллов на специальном морском макете. В термобарокамере и на самолете Ту-104 отрабатывались вопросы жизнедеятельности и влияния невесомости.

Корабль на космодром отправлялся по отсекам. На ТП он испытывался в объёме испытаний КИС завода. А также в собранном виде после сборки корабля (у заправленной ТДУ проверялось исходное состояние).

По окончании испытаний на ТП проводились стыковка с РН и накатка головного обтекателя.

Для лётной отработки было выделено семь кораблей.

На стартовой позиции подготовка РН и корабля проводилась по специально разработанным графикам. Космонавт занимал место в КК только после окончания заправки РН, т. е. по готовности её к пуску.

Первый корабль был изготовлен в упрощенном варианте: без тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления. Запуск такого корабля (1КП) был осуществлен 15 мая 1960 г. только для проверки его основных систем. Корабль массой 4152 кг был выведен на орбиту, близкую к круговой, высотой около 320 км и наклонением 650.

В соответствии с программой 19 мая в 2 ч 52 мин для спуска корабля с орбиты была передана команда на включение ТДУ и отделение СА. Однако в результате неисправности прибора системы ориентации направление тормозного импульса отклонилось от расчётного, скорость корабля увеличилась и он перешел на более высокую орбиту, при этом произошло нормальное отделение СА.

28 июля 1960 г. был осуществлен первый запуск корабля (1К) с подопытными животными (собаки Чайка и Лисичка) на борту. Однако вследствие аварии РН (взрыв камеры сгорания двигателя блока Г на 28,5 с) вывод корабля на орбиту не состоялся.

19 августа 1960 г. запуск корабля был успешным и подопытные животные (собаки Белка и Стрелка) — впервые 20 августа возвратились с орбиты на Землю. Основной задачей этого запуска являлись дальнейшие исследования действия фактов космического полёта на биологические объекты с целью проверки систем обеспечения жизнедеятельности человека, а также средств безопасности его полёта и возвращения на Землю. В катапультируемом контейнере, кроме двух собак, находились 12 мышей, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, муки, некоторые виды микроб и другие биологические объекты.

Были получены уникальные научные данные о влиянии фактов космического полёта на физиологические, генетические и цитологические системы живых организмов, которые убедили ученных в правильности выбранных направлений в подготовке полёта человека в космическое пространство и наметили конкретные пути осуществления подобного полёта.

1 декабря 1960 г. был запущен четвёртый корабль. Программа его орбитального полёта была выполнена, однако из-за отказа в системе управления работой ТДУ спуск произошёл в нерасчётном районе и СА был подорван. На его борту находились собаки Пчелка и Мушка.

22 декабря 1960 г. был проведён очередной запуск корабля, но при выведении его на орбиту произошла авария ракеты-носителя (разрушение газогенератора ДУ блока Е на 425 с полёта). СА корабля аварийно отделился и нормально приземлился, совершив суборбитальный полёт. На его борту были собаки Комета и Шутка, которые остались в СА из-за отказа катапульты и благодаря этому остались живы в суровых зимних условиях.

К сожалению, сильно отстала разработка катапультируемого кресла с теплозащитным коконом, особенно его экспериментальная отработка в условиях, имитирующих спасение пилота при аварии РН в конце работы 1 ступени. Для ускорения отработки катапультируемого кресла было предложено упростить систему аварийного спасения: высоту аварийного катапультирования ограничить до 4 км, а в случае аварии 1 ступени РН на большой высоте выключить двигатели, сбрасывать головной обтекатель, раскрывать замки крепления СА и космонавт приземлялся по штатной схеме после «естественного» расхождения СА и ступеней РН. Эти предложения были одобрены С. П. Королевым с одним добавлением: задублировать ТДУ. Решение было найдено: использовать в качестве резервного средства спуска естественное торможение корабля земной атмосферой. Гарантированное время существования на орбите не менее двух и не более десяти суток обеспечивалось выбором эллиптической орбиты с низким перигеем и достаточно высоким апогеем. Для дополнительного внутреннего охлаждения СА предлагалось после отделения его от приборного отсека по команде от термодатчиков провести разгерметизацию и использовать специальную систему охлаждения с водой в качестве рабочего тела. Уточненные проектные материалы на доработку корабля, необходимую для первого полёта человека, были выпущены в середине октября 1960 г. и в конце 1960 г. — в начале 1961 г. была изготовлена серия кораблей для лётной отработки в беспилотном варианте.

Эскизный проект космического корабля-спутника 3КА для полёта человека был выпущен в конце июля 1961 г., уже после первого полёта человека.

Первый запуск корабля ЗКА был проведён 9 марта 1961 г. Корабль был укомплектован всеми бортовыми системами, собакой Чернушка и манекеном человека, который в шутку был назван разработчиками «Иван Иванович». Внутри манекена (в грудной полости, полости живота и т. п.) были размещены мыши, морские свинки, микробы и другие биологические объекты в целях изучения влияния радиационного излучения, а внутри СА — семена растений, элементы крови человека и др. Программа полёта была выполнена, аппаратура работала безотказно, СА с собакой нормально приземлился, а манекен катапультировался.

25 марта 1961 г. был запущен корабль ЗКА N2 в той же комплектации с собакой Звездочка. Программа полёта корабля также была выполнена. СА с собакой нормально приземлился. Манекен штатно катапультировался.

Этим пуском была закончена экспериментальная отработка пилотируемого космического корабля «Восток» (ЗКА) в лётных условиях. К моменту окончания лётной отработки КК «Восток» (ЗКА) было произведено более 46 пусков ракеты-носителя Р-7 (I и 2 ступеней ракеты 8К71) и 16 запусков блока Е (III ступень) ракеты-носителя 8К72. Из 16 блоков Е шесть блоков не сработали из-за аварии РН и два блока — из-за аварий самого блока. Из семи кораблей «Восток» (1К и ЗКА) два корабля не вышли на орбиту из-за аварий РН на активном участке траектории и два корабля не полностью выполнили задачи полёта.

Опыт показал также, что полёты собак на кораблях «Восток» происходили с некоторыми сдвигами в их физиологическом состоянии. Симптомы стали проявляться после четвёртого витка полёта. Это заставило планировать первый предстоящий полёт человека в космическое пространства продолжительностью не более одного витка с максимальной автоматизацией режимов управления.

Государственная комиссия приняла решение о возможности полёта человека в космос на корабле «Восток» (ЗКА). Программа пилотируемых космических кораблей «Восток» (ЗКА) включала запуск шести пилотируемых кораблей, в том числе полёт первой женщины и групповые полёты двух пар кораблей.

12 апреля 1961 г. в 9 час 06 мин 59,7 с был запущен космический корабль «Восток» (ЗКА), получивший название в печати «Восток», с лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. Космический корабль массой 4725 кг был выведен на орбиту с перигеем 181 км и апогеем 327 км. Полёт продолжался около 108 мин. Приземление космонавта произошло в 10 ч 55 мин на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Это было безусловно выдающимся достижением.

Весть о полёте Ю. А. Гагарина буквально захватила весь мир. Все средства массовой информации отмечали это выдающееся событие ХХ го столетия.

Началась эра полётов человека в космос. Ежегодно день 12 апреля стал отмечаться как день Космонавтики.

Полёт корабля «Восток» с человеком на борту явился итогом напряженной работы советских ученых, инженеров, врачей и специалистов различных отраслей техники.

6 августа 1961 года был запущен корабль, получивший название «Восток-2», с лётчиком-космонавтом Г. С. Титовым. Полёт продолжался 25 ч. Орбитальный полёт и спуск прошли нормально.

На корабле «Восток-2» была установлена профессиональная репортажная кинокамера «Конвас», доработанная для бортовых съемок. С помощью этой камеры была выполнена 10-минутная съёмка Земли через иллюминаторы корабля. Объекты съёмки выбирал сам космонавт, стремясь получить материал, иллюстрирующий картины, наблюдаемые им во время полёта. Полученная высококачественная съёмка широко демонстрировалась на телевизионном и киноэкранах, была опубликована в центральных газетах и вызвала интерес научной общественности к изучению изображений Земли из космоса.

11 августа 1962 года был запущен корабль «Восток-3» с лётчиком-космонавтом А. Г. Николаевым, а 12 августа 1962 г. — корабль «Восток-4» с лётчиком-космонавтом с П. Р. Поповичем. Запуск двух ракетно-космических комплексов с одной стартовой площадки в течение 2 сут потребовал очень четкой, слаженной работы всех служб космодрома, и в первую очередь испытательной бригады. Орбитальный полёт и спуск кораблей «Восток-3» (94 ч полёта) и «Восток-4» (71 ч полёта) прошли нормально.

В ходе полёта космонавтами проводилась киносъёмка поверхности Земли, программа которой основывалась на анализе изображений, полученных при полёте корабля «Восток-2». Так, А. Г. Николаев вёл съёмку поверхности Земли, а П. Р. Попович снимал линию горизонта и зоны терминатора. Кроме того на борту были установлены кинокамеры для регистрации действий космонавтов во время полёта.

14 июня 1963 г. стартовал корабль «Восток-5» с лётчиком-космонавтом В. Ф. Быковским на борту (полёт 120 ч), а 16 июня 1963 г. — корабль «Восток-6» с первой женщиной-космонавтом В. В. Терешковой (полёт 72 ч). Полёт и спуск кораблей прошли нормально.

В этих полётах, кроме обычной цветной пленки на борт была установлена чёрно-белая пленка. Отснятое на неё изображение горизонта земли были подвергнуты фотометрической обработке с целью получения количественных значений яркости вертикального профиля атмосферы.

Опыт проектно-конструкторских работ по кораблям «Восток» был использован при создании трёхместного корабля «Восход» (3КВ) и двухместного корабля «Восход-2» (3КД), которые изготавливались в соответствии с Постановлением от 13 апреля 1964 г. Предусматривалось изготовление и запуск пяти кораблей, лётные испытания которых должны быть проведены в два этапа: первый — с животными на борту и второй с человеком на борту. В корпусах СА и ПАО были незначительные изменения, связанные с некоторой перекомпоновкой оборудования: на корабле «Восход» были установлены три некатапультируемых кресла, рассчитанные на космонавтов без скафандров; запасной пороховой тормозной двигатель, дублирующий ТДУ, парашютно-реактивная система приземления, позволяющая осуществить мягкую посадку СА, модернизированная телевизионная система «Топаз-25М» (вместо системы"Топаз-10«), обеспечивающая необходимое наблюдение за космонавтами в полёте.

6 октября 1964 г. для проверки всех нововведений был осуществлен пуск беспилотного корабля ЗКВ («Космос-47»).

Вывод на орбиту этого и всех последующих кораблей (в связи с увеличением их масс) осуществлялся ракетой-носителем 11А57, которая в своем составе вместо блока Е (III ступень) имела блок И (III ступень раке-ты-носителя 8К78), что позволило увеличить массу выводимого груза примерно на 1 т.

12 октября 1964 г. был запущен трёхместный пилотируемый корабль (ЗКВ), получивший название «Восход» с лётчиками-космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым (ученый), Б. Б. Егоровым (врач). Полёт продолжался 24 ч. Программа полёта была выполнена.

В результате его полёта был испытан новый многоместный пилотируемый космический корабль, проверены работоспособность и взаимодействие в полёте космонавтов-специалистов в различных областях науки и технике, проведены научные физико-технические исследования в условиях космического полёта, продолжено изучение влияния различных факторов космического полёта на человеческий организм и выполнены расширенные медико-биологические исследования в условиях суточного полёта.

Этот полёт положил начало новому этапу в развитии космической техники, в космических исследованиях, поскольку на многоместных кораблях появилась возможность проводить комплексные научно-технические и медико-биологические исследования.

При разработке конструкции корабля «Восход-2» были сделаны доработки, связанные с выходом космонавта в открытый космос: введена система шлюзования, исключено одно кресло космонавта и доработаны два других для размещения в них космонавтов в скафандрах. Доработка коснулась и самого корпуса СА: в средней части крышки одного из люков был установлен шлюз, для входа в который в крышке люка был сделан лаз диаметром 700 мм. Сам шлюз был надувным и имел наружный диаметр 1200 мм, внутренний диаметр 1000 мм, высоту 2500 мм (в сложенном состоянии 770 мм) и массу 250 кг. В процессе конструкторской разработки корабля «Восход-2» была проведена тщательная отработка всех новых систем в условиях, максимально приближенных к условиям эксплуатации.

22 февраля 1965 г. был дан старт беспилотному кораблю («Космос-57»), а 18 марта 1965 г. — кораблю «Восход-2» с лётчиками-космонавтами П. И. Беляевым и А. А. Леоновым. Во время полёта корабля «Восход-2» А. А. Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Полёт продолжался 26 ч. При спуске отказала автоматическая система ориентации и экипажу пришлось использовать ручную ориентацию и вручную запустить ТДУ. Посадка произошла в нерасчётном месте: в лесном массиве Пермской области. Последние обстоятельства вызвали беспокойство у всех участников этой работы. Но все обошлось благополучно. Экипаж за сутки был эвакуирован с места посадки.

22 февраля 1968 г. был запущен корабль «Восход» ЗКД N9 («Космос-110») с собаками Ветерок и Уголек для проверки работы бортовых систем при длительном орбитальном полёте. Он летал на орбите 20 суток и полностью выполнил программу полёта. Этим полётом завершилась программа космического корабля «Восход» и всех его модификаций.

Источник www.buran.ru


« Назад

Хиты

Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики. 
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь. 
На Марсе обнаружили странную дыру
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.