Информационная культура и информационные технологии
Двадцать первый век сего вечной нехваткой времени иразнообразием технических новинок, споявлением школьных предметов, окоторых многие сегодняшние учителя читали вюности внаучно-фантастических романах, вомногом формирует интеллект детей, «живущих вСети», сэтим нельзя несчитаться. Всамом деле, кто это будет, обложившись учебниками исправочниками, готовиться кзавтрашнему докладу политературе (географии, биологии, экологии ит.д.), если можно «скачать» готовый реферат, красиво распечатать (неотрукиже писать!) идаже «вставить» хорошенькую картинку. Витоге такой «работы» ученик сдаёт красиво оформленный реферат, невсегда даже вникая вего содержание, иполучает оценку, невсегда соответствующую трудозатратам.
Какже быть вэтой ситуации учителю, как увлечь учеников миром классической русской литературы, проблемой, выдвинутой впроизведении, как научить детей познавать литературу личностно, познавать нетолько художественные особенности, творческие поиски автора, ноисамих себя? Даведь инехочется совсем ужглупо выглядеть, доверчиво принимая очередной «реферат», «доклад» или «домашнее сочинение».
Когда преподаёшь литературу вклассе, ученики вкотором на«ты» скомпьютером, решение этой проблемы может оказаться итаким: освоить информационные технологии, доступные школьникам, предложить задачу, решение которой потребует применения этих технологий, пройти вместе сучениками путь поиска информации вСети, этап обработки ипереработки этой информации.
Апотом работа изобременительного задания превращается всовместный творческий проект. Вывместе сдетьми учитесь искать испрашивать. Каждый школьник создаёт свою неповторимую творческую работу, соответствующую его уровню развития, кругозору, знаниям. Кроме того, учитель становится обладателем огромного количества иллюстративного материала, анекоторые изтворческих работ уже могут быть использованы науроках.
Одним издостижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети. Учитель зачастую ограничен ввозможностях получать новейшую научную инаучно-популярную информацию посвоему предмету изпериодических изданий икниг. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать науроках, демонстрируя изображения наэкране, аесли есть возможностьих распечатать— ипри оформлении кабинета. Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать впервую очередь старшеклассникам. Науроках вклассах среднего звена использование материалов, полученных изИнтернета, носит вбольшей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся ирасширитьих кругозор.
Однако при пользовании Интернетом вшколе возникает иряд сложностей.
Во-первых, информация всети бесконтрольна, что часто ставит под сомнениеее достоверность, азачастую исерьезность. Одно изсамых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию отбезграмотных сенсационных сообщений— обратить внимание наназвание сайта, источник иавтора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций ицентров, вузов идругих учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, асайты известных научно-популярных изданий естественно-научного направления— больше, чем страницы сновостями исообщениями налюбые темы. Втом случае, если сайт является авторским, т.е. создан одним человеком— обратите внимание натесведения, которые автор приводит осебе, вспомните, знакомоли вам его имя подругим статьям ипубликациям.
Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, начто также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок насетевые источники— их стоит проверить. Так, во-первых, можно еще раз убедиться втом, заслуживаетли материал доверия, а во-вторых — узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, новажные для проведения урока биологии. Все эти моменты следует объяснить иученикам, если выпоручаетеим самим разыскать всети туили иную информацию куроку или внеклассному мероприятию.
Впериод перехода кинформационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека кбыстрому восприятию иобработке больших объемов информации, овладениюим современными средствами, методами итехнологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека отинформации, приобретенной другими людьми.
Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать инакапливать информацию, анадо научиться такой технологии работы синформацией, когда подготавливаются ипринимаются решения наоснове коллективного знания. Это говорит отом, что человек должен иметь определенный уровень культуры пообращению синформацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.
Информационная культура— умение целенаправленно работать синформацией ииспользовать дляее получения, обработки ипередачиее через компьютерную информационную технологию, современные технические средства иметоды.
Для свободной ориентации винформационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной изсоставляющих общей культуры. Информационная культура связана ссоциальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека ипроявляется вследующих аспектах:
вконкретных навыках поиспользованию технических устройств;
вспособности использовать всвоей деятельности компьютерную информационную технологию;
вумении извлекать информацию изразличных источников: как изпериодической печати, так иизэлектронных коммуникаций, представлятьее впонятном виде иуметьее эффективно использовать;
взнании особенностей информационных потоков всвоей области деятельности.
Информационная культура вбирает всебя знания изтех наук, которые способствуютее развитию иприспособлению кконкретному виду деятельности (кибернетика, теория информации идр.). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии иумениеее применять как для автоматизации рутинных операций, так ивнеординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
Винформационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой сдетства. Для школы социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры школьника, необходимой для работы вконкретной сфере деятельности. Причем наряду сизучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы всреде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
Винформационном обществе центр тяжести приходится наобщественное производство, где существенно повышаются требования куровню подготовки всех его участников. Поэтому впрограмме информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного сприобретением иразвитием информационной культуры человека. Внашей стране решение этой проблемы находится под контролем Президента, поэтому всамое ближайшее время ожидается, что процесс получит значительное развитие.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад