Социологи икультурологи вновь схлестнулись вюбилейных спорах, почему эта субкультура так живуча иумирать явно несобирается.
Созданная ещё в1972году школьными друзьями Стивом Джонсом иПолом Куком группа «Секс пистолз» долгое время была одной измногих неприметных групп британского рока. Интерес кней стали проявлять только осенью 1975года, когда кДжонсу иКуку присоединился ещё один выходец изсоциальных низов Джон Лайдон. Лайдон шокировал окружающих своим внешним видом— торчащими вовсе стороны фиолетовыми волосами, рваной футболкой снадписью «Ненавижу всех!». Онвзял себе псевдоним «Джонни Роттен», под которым ивошёл висторию панк-культуры.
Весь 1976и половину 1977года «Секс пистолз» своим скандальным поведением завоевывала себе лидирующее место среди британского андеграунда. Сами музыканты неназывали свою музыку «панком», предпочитая для чудовищного грохота смалопристойными текстами выражение «хаос». Слово «панк» (по-английски «подонок» или «хулиган») для них изобрели журналисты, имузыканты старались оправдать его своим поведением.
Так, нателешоу Билла Грюнди они явились вповязках сосвастикой иобматерили ведущего впрямом эфире, когда тот неудачно пошутил. Вянваре 1977года музыканты совершили пьяные дебоши сблеванием иакты вандализма ваэропорту «Хитроу» ивамстердамском отеле, что живописалось прессой. Концерты «Секс пистолз» осаждались толпами нетолько поклонников, ноивозмущённой общественности, требовавшей немедленно отправить «хулиганов иматерщинников» зарешётку.
Особый скандал вызвал сингл «God Save The Quenn», полный язвительных ималопристойных высказываний вадрес английской королевы. Песня была запрещена для трансляции поанглийскому радио, авсе участники её презентации наречном пароходе, плававшем поТемзе, были задержаны полицией.
Эта песня вошла ивтот самый альбом «Never Mind The Bollocks», который возглавил хит-парады нетолько вВеликобритании, ноивомногих европейских странах. Тудаже вошла изнаменитая провокационная песня «Anarchy InTheUK», призывавшая ксвержению государственной власти вВеликобритании. Все были вшоке. Никто немог понять, каким образом маргинальная вовсех отношениях группа потеснила смузыкального Олимпа суперзвёзд диско ипрочей поп-музыки.
Ещё больше были шокированы социологи икультурологи, когда улицы сначала английских, апотом идругих западных городов буквально заполонили толпы юнцов идевиц, одетых впанковском стиле— сбезумными причёсками всех цветов радуги, впредельно эпатажной одежде, украшенной зачастую нецензурными надписями. Вели себя они также вызывающе, демонстративно матерясь вобщественных местах.
Весьма колоритно этот феномен описывает вюмористическом романе «Что случилось сГарольдом Смитом?» знаменитый английский писатель Бен Стайнер (издан вРоссии в2005году). Его герой фанатеет отдиско иотДжона Траволты, но, узнав, что его любимая девушка стала «панкушкой», немедленно меняет стиль одежды иповедения.
Группа «Секс пистолз» распалась уже в1978году, нодвижение панков неисчезло, атолько разрослось. Унего появились новые кумиры, идосих пор панковская субкультура живучаи, кстати, приносит неплохой доходтем, кто занят её обслуживанием. Так вчёмже причины этого феномена?
Помнению крупнейшего российского культуролога Кирилла Разлогова, которого мыпопросили прокомментировать живучесть панка, вомногом это определяется социально-экономическими факторами. Движение «хиппи», или «цветов любви», возникло в 60-е годы как протест образованной молодёжи против «общества всеобщего благосостояния».
Хиппи отвергали потребительские идеалы, символы благополучия потребительского общества. Они ставили себя вне общества иопределяли жизнь как следование, выражаясь языком Тимоти Лири, «пятой свободе», тоесть свободе распоряжаться собственным сознанием, втом числе ипутём употребления психоделиков.
Мировой энергетический кризис 1972—74 годов оказал сильнейшее воздействие назападный социум. Выяснилось, что «общество всеобщего благосостояния»— это блеф. Исубкультура панков возникла как протест молодёжи изсоциальных низов против очевидного лицемерия «общества равных возможностей».
Конечно, кпанк-культуре присоединились инекоторые представители «золотой молодёжи», асама эта субкультура стала бизнесом. Ноживучесть панка объясняется, прежде всего, тем, что контрасты западной цивилизации ненивелируются, аусугубляются, становятся более сложными инепонятными для малообразованной молодёжи. Панк, таким образом, остаётся формой наиболее простого иочевидного протеста против существующих социальных реалий.
Мнение Разлогова подтверждает ифеномен русского панка. Его звёздное время пришлось на 90-е годы, когда наше общество находилось всостоянии деградации ихаоса врезультате «либеральных» реформ гайдаровско-чубайсовской команды. Приятно отметить, что русский панк тогда прогремел навесьмир, где, вотличие отнас, его серьёзно изучают икомментируют.
Так, французская исследовательница русского панка, профессор социальной антропологии Сорбонны Элен Пиаже выделила внём два основных направления. Первое— экстремистски-нонконформистское— она связала створчеством групп «Гражданская оборона» и«Коррозия металла».
Последний коллектив, работавший встиле «трэш металл», получил мировую известность всередине 90-х годов благодаря своему предельно одиозному шоу «Нихт капитулирентур», вкотором были задействованы нетолько пресловутые «девки» (голые танцовщицы внушительных форм), ноидвойник Гитлера Александр Шишкин. Это шоу настолько шокировало иностранную прессу, что в1997году большой фоторепортаж онём дал даже американский «Пентхауз».
Гораздо более живучим иинтересным, как считает Пиаже, врусском панке стало метафизически-юмористическое направление, связанное сгруппами «Х. З.» и«Красная плесень». Они удивительным образом продолжили уникальную традицию русского абсурдизма 20-30-х годов, связанного сименами Даниила Хармса иНиколая Олейникова.
«Х. З.» всвоём творчестве больше ориентировался наобразованную молодёжь— для понимания некоторых композиций группы надо знать, кпримеру, творчество Лавкрафта. Что касается «Красной плесени», тоссамого начала этот коллектив изСимферополя обращался ксамой широкой аудитории.
Элен Пиаже считает «Красную плесень» абсолютным феноменом нетолько русского, ноимирового панка, аеё бессменного лидера иавтора всех композиций Павла Яцыну вторым Хармсом. Многие французские слависты называют написанный Яцыной текст для мюзикла «Золушка» одной извершин российской словесности 90-х годов.
Тотальный абсурдизм сиспользованием сюжетов иобразов мировой иотечественной мифологии замешан натакойже тотальной пародии ипоразительно остроумном использовании ненормативной лексики, являющейся фундаментальной характеристикой настоящего панка.
Созданный «Красной плесенью» жанр «панк-мюзикла» вообще революционизировал эту субкультуру, показав, что панк может быть нетолько вызывающим, мрачным иагрессивным, ноиюмористическим.
Кстати, вначале ноября появились сообщения, что вчесть 30-летия своего культового альбома «Секс пистолз» планируют впервые приехать вРоссию спрограммой «Панки неумрут никогда».
Думается, что такое экстраординарное событие непременно должно быть отражено ввиде увлекательной дискуссии, которую, надеемся, проведёт Михаил Швыдкой всвоём экстравагантном инеувядающем ток-шоу «Культурная революция».
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад