Цивилизации Гламура приходит конец. Возникнув в России в начале 90-х на основе новорусского этноса, она завершает свое историческое существование прямо на наших глазах. Умирая, она обнажает свои тайны, несущие конструкции, свое историческое происхождение исоциальную функцию. Зрелище разложения всегда притягательно для аналитического исследования. Живое социальное целое препарировать практически невозможно
Права трупа
Прогноз этот наверняка покажется сомнительным— вРоссии гламур ведь еще только набирает силу— втом числе иполитическую. Кроме того, сам гламурный миф обоснован ввечном инеизменном. «Вечная молодость», «вековые традиции», «неизменное качество»,— базовые легенды современных брэндов поражают вирусом вечности имнимого консерватизма. Идетли речь орекламе высшего образования, привлекательного для среднего класса, креме отморщин или новейших автомоделях,— все они свидетельствуют ободном. Гламурный человек собрался жить вечно.
Мода— женская ипостась модерна— также купила себе место ввечности. Впрочем, тем самым она заказала себе иместо накладбище. Как говорилВ.Беньямин, «мода хранит вживом права трупа». Иэто было сказано еще обелых воротничках иманжетах клерков, очерных фраках ицилиндрах европейских денди, благодаря которым европейские города стали похожи нанескончаемые траурные шествия,— словом отом, что сегодня никак неназовешь модным (тоесть изменяющимся), что уже является классическим достоянием модерна. Гламур черпает свое мертвящее вдохновение измира классики, противопоставляя ему неклассичность, экстрагвагнтность, природность/естественность. Кэтой антитезе отсылают большинство рекламных брендов. Природное тело человека— невчести, оно выступает источником дурных запахов, выделений, нелепых случайностей, которые можно преодолеть, возвращая живому человеку неотъемлемое право— быть правильно упакованным, заживо обрести гармонию предсмертной маски. Право трупа.
Мода укоренена внаиболее древней извсех культурных практик— впохоронном ритуале. Также иархитектура— гораздо быстрее одежды «транслирующая» модные тенденции— восходит кпервичной форме строения— нежилищу живых, ножилищу упокоившихся— кургану, саркофагу, пирамидам. Гигиена (омывание, устранение видимых недостатков), косметика (упорядочивание), мода (видоизменение, модификация образа тела), обувание вненошеную обувь (для жизни вечной, где нет дорожной пыли)— все перечисленные практики восходят кпохоронному ритуалу иимеют воснове метафизические мотивации. Гламурный человек— тот, кто «готов». Точнее— тот, кто всегда наготове, поэтому нанем все лучшее.
Лучшее— ключевая легенда, так как гламурной вещь делает невнешнийвид, инегарантия качества, но«мифологическая»— неоснованная нинакаких реальных критериях— убежденность, что это— лучшее. «Лучшее», соответственно, выражается в«превращенной форме»— стоимости предмета, никак несопоставимой сего реальной ценностью (неважно, высокой или низкой). Узаконивает ивоспроизводит эту символическую систему всякий покупатель— кактот, кто приобретает предмет илегитимирует гламурную ценность, так итот, кто обходит его стороной, подтверждая социальную границу— «это недлянас». Потребитель всегда выступает вкачестве активного социального работника, замечалЖ. Бодрияр. Праздность инаглядное потребление— это неустанный символический труд, узаконивающий социальные структуры. При этом, впредпочтении «лучшего» проявляются сразу две черты гламурного сознания: инфантилизм (ребенок, как известно, всегда предпочитает лучшее, «сладенькое»: «Привычка клучшему— спеленок») истремление увековечиться, заколдовать смерть. Гламур— побежденная смерть, перманентное сознание того, что «лучше, чем явыгляжу сейчас, яуже выглядеть немогу». Это предел.
Однако, тот факт, что секуляризованная культурная практика «ухода засобой» имеет архаические сакральные основания (как практически любой изсовременных секуляризованных ритуалов) вовсе непозволяет делать вывод, что человек гламурный происходит непосредственно оттрадиционного человека. Втрадиционном универсуме неможет быть моды— ноневсилу пресловутой его «косности, замкнутости», противящейся новому, свободному отношению кжизни. А, прежде всего, потому, что одежда там неотождествляется стелом, необслуживает инемодифицируетего. Также как ритуальный архаический «макияж» преследует целью невыделение отдельных черт лица засчет затемнения других, анапротив, превращение лица вфактуру, его скрывание, фактически заштриховывание. Традиционная одежда обозначает принадлежность тела илица социальному миру, его вписанность взнаковые различия социума. Она также «заштриховывает» его природность, скрывая под покровом социального. Одежда— текст, который позволяет «читать» человека, аввосточных культурах иероглифические росписи одежды явились непосредственным обозначениемее социальной функции.
Мода как модифицирующее воздействие натело, как своеобразная муштра инасильственная индивидуализация тел возникает лишь впространстве модерна иявляется частью новой «политической анатомии». М.Фуко ставил ателье (фабрику, порождающую модные модели) водин ряд стюрьмой, школой, заводом. Мода иАтелье индивидуализируют, делают уникальным, выделяющимся, сцелью унифицировать все социальное пространство, т.к. все модные модели подчинены жестким образцам.
Мода как технология модификации состоит втом, чтобы обнажать одни части тела искрывать другие (выделять/вуалировать), она всегда является препарированием целого-тела. При этом очень важно, что есть некоторые «высшие образцы», которые «просачиваются», как выражался исследователь модыТ.Веблен, истановятся образцами для массовых модификаций. Откуда просачиваются? Для среднего европейца, благодаря которому ивозник единообразный порядок унифицирующих институтов (школа— больница— тюрьма— ателье), образцы просачиваются отвысших, аристократических классов. Отсюда— навеки заложенная вмоде функция социальной мимикрии. Подражание образцам, просачивающимся сверху, позволяет компенсировать тот неизбежный разрыв, который существует между наиболее состоятельным избуржуа иродовым аристократом, позволяют выдавать себя задругого. То, что неустраняется науровне материальных благ, может быть компенсировано символически. Поэтому гламурная реальность является закономерным исходом развития среднего человека, всегда стремящегося вступить в«высшее общество» исмутно осознающего себя Ахиллом, немогущим догнать черепаху. То, что нечто получено изпервых рук— «откутюр»— говорит ожеланном просачивании образцов поведения, пользования жизнью ирасточительства, совершенно нехарактерных для аскетичного издравомыслящего буржуа.
Дар— жертва— война
Гламурный модус вивенди подразумевает непроизводственные траты, демонстрирующие динамику властных отношений вобществе. Набившее всем оскомину «могу себе позволить» или «ведь Выэтого достойны»— нечто иное, как микрополитические вызовы, образующие социальный баланс, который построен навластном обмене этими «могу», этими актами непрагматического присвоения. Тоесть «в принципе-то ненужно», но«могу позволить», азначит должна /должен позволить. Вцивилизации гламура свободы крайне мало, если несказать, чтоее нет вовсе. Значения жестко кодифицированы, именно потому, что речь идет все время оничем неоправданной необходимости, оничем необъяснимом самопринуждении.
Вдискурсе моды иглянцевых изданий это особенно очевидно: существует жестко структурированное представление очеловеческих типах, соответствующихим цвете глаз, волос, длине брюк, юбок, цвете тканей ит.п.Как нистранно, гламурное сознание легко узнается подогматическому отношению кстилю. Мода потребляется теми, кто внее верит, нопри этомее непроизводит. Без этой догматичности представление отом, что нечто сейчас является «модным», «определяющим», былобы невозможным. Поэтому гламур всегда вступает вдиссонанс створческим действием, стеми, кто изобретает стиль,— тот, что впоследствии просачивается вмир гламура ввиде жестких подчиняющих образцов.
Симптоматичен случай сС. Дали, который заключил контракт спарфюмерной фирмой наразработку нового дизайна флакона для духов, забыл обэтом втотже день ивспомнил лишь, когда представитель компании явился вназначенный день заэскизом нового флакона. Дали, как известно, выкрутил лампочку изсветильника иподалее вкачестве обещанной модели. Этим спонтанным игровым жестом нанесколько лет был установлен ведущий модный образец.
Глянцевые издания регулярно наживаются навнесении относительных свобод вмир установленного вкуса, апеллируя кчисто «метафизическому» аргументу— возникновению определенных тенденций вмоде: «теперь Вывполне можете позволить себе максимальную длину... всочетаниис...» (видимо, доэтого, такое сочетание выглядело верхом безвкусицы). Воснове— «возможность», тоесть роскошь совершатьто, что неявляется необходимым, что несвязано нискакой пользой инеприносит непосредственного дохода. Собственно, привлекательно, притягательно (glamour) поопределению именното, что бесполезно. Жертва.
Было замечено, что публичное потребление (истребеление) ценностей, добровольное жертвование временем икапиталом как основа гламурного бытия, существовало как вантичные, так ивархаические времена исамо посебе является основой социального устройства. Всамом деле, нескрываемая роскошь— ее потребление ивытеснение новыми роскошными моделями— весьма напоминает обмен дарами между древними племенами («потлач»), преследовавший целью установления властных отношений. Неписаный закон потлача заключается втом, что каждый ответный дар превосходит предыдущий. Вплоть дотого, что одна изсторон обмена способна демонстративно истребить «добро» наглазах другой стороны, которая может ответить лишь еще более масштабным истреблением собственных ценностей. Впротивном случае, она занимает подчиненное положение, так как неможет «позволить себе» тогоже.
Однако нельзя незаметить, что, при всем структурном сходстве гламура страдиционным даром ижертвоприношением, мыимеем дело сих симуляцией. Именно мода превращает жертву всимуляцию, так как обращаетее навозделывание индивидуализированного тела, аненасимволическое удержание социального целого. Вместо «расширяющейся общности» архаического социума, обращенной сдаром вовне, мывидимдар, обращенный насебя ивсегда подразумевающий истребление последнего. Хотя ипубличное, показательное истребление.
Когда приостанавливается жертва, когда исчезает дар,— замечалЖ. Батай,— начинается война. Ибо война иесть метафора подарка, который нежертвуется другому, ножертвует другим. Подарочные бомбы спасхальными поздравлениями, которыми США вместе ссоюзниками одаривало Косово, равно как идетские приветствия наизраильских орудиях, предназначенные вдар Ливану,— это фирменное блюдо гламурной цивилизации избытка, где всякий дар неизбежно подразумевает истребление— демонстративное иназидательное. Мода— война, нонежертва.
Экспансия приватного
Междутем, именно избыточность, бессмысленность (ст.з. здравого смысла) такого рода непроизводственных трат, позволяет моде выполнять еще одну важнейшую функцию. Мода вее конкретном воплощении транслирует исторический смысл, незаметный современникам. Изменение силуэта, ткани, формы причесок, перемены вовкусах градостроителей, создающих модное пространство под модного человека, отражает социально-культурные иполитические тенденции точнее любых опросов инаучных исследований.
Стоитли говорить отом, что пространство города иинтерьеры являются неотъемлемой частью моды,— наряду собувью, сумками, моделями телефонов ит.д.Между архитектурой имодой— теснейший союз. Гламурный образ обесценивается внегламурном интерьере. Инаоборот: вступая впространство телестудии, фабрики гламура, мысталкиваемся сопределенными, «ритуальными», требованиями квнешнему виду.
Поэтому никогда ненужно рассматривать «моду вообще», новсегда стремиться говорить оконкретных моделях, общепризнанных вэтом качестве. Ибо эта общепризнанность иговорит отом, что мыимеем дело несусовершенствованием кроем или комфортом, носформой «общественного сознания».
Современные нам модные тенденции непринято рассматривать сточки зрения транслируемого ими «смысла». Считается, что всовременной моде несуществует ведущего направления, она «демократична», «эклектична» ипредполагает множество вариантов сочетаний. Полагаю, что исходя извсего вышесказанного, можно оценить наивность (или напротив, сознательную хитрость) таких определений. Возможно, несуществует единого стиля, носуществует единый смысл, объединяющий разные модели.
Можно былобы обозначить его как экспансия приватного. Вкультуре модерна приватное как особая индивидуальная ценность всякого человека было отмечено вниманием кдеталям: чистейшим манжетам, воротничкам, носовым платкам, «выглядывающим» из-под верхней одежды, подобно сокровенной части человеческой души, заключенной встрогий футляр. Человек должен быть ограничен вчастном, говорилИ.Кант, известный модник своего времени,— иэто— гарантия его публичной свободы. Именно это соотношение частного ипубличного «зафиксировано» сегодня вмужском «дресс-коде» бизнесмена.
Мыживем вэпоху, когда приватное вышло иззаточения иэкстраполировало себя вовне, впространство публичного. Вгородской архитектуре эта экспансия проявилась впрозрачных фасадах строений, иглавное— в«переносе» наулицу такого центра приватного мира («домашнего очага»), как телеэкран. Передвигаясь погороду, мыостаемся дома, так как улица постепенно превращается вдомашнее пространство.
Это непреминуло отразиться всфере обувной моды. Всевозможные варианты «тапочкообразной» обуви, извежливости именуемой «сабо», включая уличные тапочки исумочки изискусственного меха, были крайне популярны еще около года тому назад. Даиостальные модные модели несут насебе следы домашнего, приватного мира, переместившегося наулицу иоттого переставшего быть домашним. Это вравной мере относится как клетним моделям, ничем неотличимым отпижам инижнего, приватного белья, так икзимним дубленым пальто, вывернувшим наружу свой мех иоттого ставшим модными. Даже молодежная мода, единогласно «выбравшая» наближайшие годы стиль «милитари», демонстрирует нам не«честь мундира», аизрядно поношенный иободранный покраям китель офицера вотставке, модный всилу своей домашней поношенности. Последние 5лет показали, что гламурным может быть нетолько блестящее вечернее платье (тоже, кстати, восходящее книжнему белью), ноипродранные додыр стертые джинсы.
Излишне указывать нато, что потребитель, посредством которого трансформация интимного впубличное обретает зримые человеческие очертания иперемещается погороду, всюду продолжая рекламировать новый статус «личного», никогда непреследует этой цели. Задача прочитать «сообщение», которое складывается измодифицированныхтел, актуальна только для неочарованного, т.е. негламурного посвоему сознанию, наблюдателя.
«Ненадо хорошего...»
Однако «прямо» указать предел гламура исвидетельствовать оего конце способно лишь искусство. Всякий образ— еще вчера альтернативный инеформальный, т.е. «негламурный», легко становится расхожим модным образцом. Пожалуй, только кинообраз может быть одновременно абсолютно негламурным истопроцентно притягательным. Создание такого образа (без впадения в«неформальщину», которая всегда грозит обернуться еще большей «гламурщиной»)— задача почти невозможная.
Это, несомненно, удалось сделать Л. фон Триеру вфильме «Танцующая втемноте». «Альтернативная» ипри этом вполне гламурная певица Бьорк превратилась волей режиссера вслепую, растрепаную, юродивую Сельму, которую можно разве что только пожалеть. Ивсеже эта героиня вплоть допоследних кадров позорной смерти остается «иконическим» образом, которому невольно хочется подражать.
Вотечественном кино эта невыполнимая задача была блестяще решена А. Балабановым вкартине «Мне небольно», которая сама посебе является самым радикальным ответом навопрос отом, что такое гламур. «Этото, чего насамом деле нет»— так можно озвучить этот ответ. Гламур живет вкабаре ивторговом центре, нооннеживет влюдях, которые кажутся гламурными.
Главная героиня, как иглавный герой— прибегают кигровому подражанию гламуру: она— потому, что «играет вбудущую смерть», он— потому, что играет в«деловые отношения». Они подыгрывают друг другу,— иоказывается, что оба играют. Сознание игры присуще идругим «сотрудникам» импровизированной архитектурно-дизайнерской фирмы, постепенно овладевающим искусством «связей собщественностью». Однако эта игра никак незахватывает, непревращается вреальность. Мир дорогостоящих ремонтов игламурных фуршетов нестановитсяих домом, иконец фильма возвращает нас кначалу. Лишь архитектор Аля— инфантильное существо, чьи желания центрированы наеде, глотает этот мир целиком, «как онесть». «Дела» и«одежда» для нее— вовсе неигра. Поэтому Аля всякий раз противится тому, чтобы слегкостью «принять заказ» или прилично «одеться». Впрочем, однажды «одевшись», она навсегда покидает дизайнерскую фирму исообщество сквота ради европейской, «лучшей» жизни.
Конец отначала отделяет ключевое событие— смерть, приносящая боль, илюбовь, принимающая смерть както, что есть. «Ненадо хорошего. Пусть будеттак, как сейчас»— вэтих словах главного героя, еще незнающего, что именно будет иуже есть— обнажение перед болью иуход отгламурного «заколдовывания» смерти, болезни, уродства. Умирающая героиня— «как будто издругого мира». Посути, это именното, кчему стремится гламурное возделывание себя иокружающего мира, то, что ему фатально неудается. Преображает смерть только любовь.
Гламур как культ
Гламур неимеет собственной силы, его можно использовать, непризнавая власти за«иконическими» модными образцами. Как ивсякая несамостоятельная система, онприобретает силу только когда начинает восприниматься всерьез. Однако это принятие подобно обращению вособую веру, свытекающим отсюда догматизмом, своеобразным морализаторством ивытеснением религиозного чувства.
Кант говорил отом, кто движим модным подражанием: «...религия нетрогаетего, побольшей части она для него только дело моды, которой онследует совсей старательностью, оставаясь равнодушным». Нам возразят: нобывает инаоборот: вцентре религиозный мотив, которому служит модная практика. Для чего? Например, для возвращения женщине женского образа, традиционного значения, утрачиваемого вмире гендерных перверсий. Наэто справедливо возразил Бодрияр: «...у нас наглазах происходит одновременно „эмансипация“ женщины имощная вспышка моды. Просто мода имеет дело вовсе несженщинами, асЖенственностью». Иэта женственность проецируется навсе предметы иотношения: всферу дизайна, политики, научного языка, церковной жизни. Она присутствует везде, нотолько невсамой женщине. Женственность, ставшая принципом, структурирующим модные значения, бесконечна далекая как отсамих предметов, которые она облекает вгламурное сияние, так иотженщины. Р.Барт также характеризовал сексуальность, которая вАмерике «присутствует везде, кроме сферы собственно сексуальности». Несомненно, это ближайшим образом связано сгламуром, который сделал притягательным иочаровывающимвсе, кроме самого очарования. Последнее, став вездесущим, вызывает скорее отвращение.
Проповедь Евангелия средитех, кто, неведая отом, служит культу отвратительного очарования, несомненно, должна быть успешной. Показатьим, что вправославной культуре хранится всето, что является предельной точкойих стремления кПрекрасному, непредставляет труда. Остается дело занебольшим, ноотнюдь неэстетичным моментом: крест, гвоздие, копие, смерть. Аэто уже потусторону гламура.
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики.
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь.
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.
Планета Марс | Технический прогресс | Космодромы | высокие технологии | Современная культура | Иван Ильин | Шпенглер | Национальная идея | наукограды | городские игры
« Назад