Полет на Марс /  Новости /  Ученые нашли в полярных шапках Марса четверть всей атмосферы планеты
17.09.09

Ученые нашли в полярных шапках Марса четверть всей атмосферы планеты

Ученые из американского института по изучению планет в Тусоне, Аризона составили первую детальную карту полярных ледяных шапок Марса. О работе ученых сообщает агентство ANI.

Марсианский лед преимущественно состоит из замерзшего углекислого газа и основные его запасы сосредоточены на северном и южном полюсах планеты. Ежегодно толщина полярных марсианских шапок изменяется в зависимости от времени года. Изучение этого процесса необходимо ученым для получения необходимой информации о климате Красной планеты.

Авторы нового исследования анализировали данные за двухлетний период, собранные нейтронным спектрометром, установленном на борту орбитального аппарата "Марс Одиссей" (Mars Odyssey). По итогам своей работы ученые смогли установить динамику изменения толщины льда на полюсах Марса и объяснить особенности этого процесса. Ежегодно через полюса Красной планеты проходит около четверти всей марсианской атмосферы. Толщина льда определяется несколькими параметрами, в том числе, количеством поглощаемой поверхностью и атмосферой солнечной энергии и потоками теплого воздуха, достигающими полюсов с более низких широт.

Астрономы выяснили, что на северном полюсе ледяная шапка скошена в направлении Ацидалийской равнины. Обнаруженную неравномерность в накоплении льда ученые объясняют влиянием холодных ветров, приходящих от большого каньона, расположенного в приполярных широтах. Южная полярная шапка также несимметрична - скорость накопления замерзшего CO2 выше в области, получившей название остаточной полярной шапки. Этот район несколько смещен по отношению к полюсу. Авторы новой работы заключили, что лед накапливается там по причине неровностей поверхности.

Марс является одной из самых изученных (после Земли) планет Солнечной системы. Тем не менее, очень многие аспекты геологии, минералогии и климата Красной планеты до сих пор остаются непонятыми. В начале 2009 года ученые выяснили механизм "работы" марсианских ветров и объяснили, как они разбрасывают по планете камни.

По данным Lenta.ru