/
КонтактыО проекте Блог
Galaktika

Вход | Регистрация


Запомнить меня
Забыли пароль?

 

  ПОИСК


 
 

 

Полет на Марс /  Российские программы /  Перспективы космической деятельности  

Перспективы космической деятельности

По мнению большинства экспертов, космическая деятельность вплотную подошла к порогу практического освоения ресурсов Луны и дальнего космоса.

 

Об этом говорит «видение» космической программы США, изложенное президентом Бушем в январе 2004г. [1], и многочисленные заявления представителей космической промышленности ряда стран, в том числе КНР [2], стран ЕС [3], не исключая даже консервативно настроенную Великобританию [4], и др.

Все большую поддержку получает теория экономической оправданности инвестиций в космическую деятельность за счет эффекта «мультипликации» [4]. Все более отчетливо видны пути окупаемости масштабных затрат.

 

Это, в первую очередь, вовлечение в земную экономику ресурсов Луны, в том числе энергетических, сырьевых, таких, как гелий-3, и др. [5]. Исследования спроса говорят о перспективности лунного туризма [6]. Напрашивается аналогия с освоением околоземного пространства, которое первоначально финансировалось исключительно из государственных бюджетов, но затем, благодаря развитию космических технологий, в первую очередь на основе систем связи и дистанционного зондирования, а затем благодаря притягательности космического туризма для состоятельных энтузиастов, стало основой многочисленных преуспевающих коммерческих предприятий [7], [8].

 

Считается, что исследования Луны в течение ближайших нескольких лет могут привести к появлению новых обстоятельств, существенно снижающих затраты на ее освоение. Одним из таких обстоятельств может стать открытие промышленных запасов воды [9], верные признаки которых уже обнаружены [10]. Вода, в сочетании с солнечной энергией, позволит не только создать лунные станции с автономным жизнеобеспечением, но и производить на месте компоненты топлива для космических транспортных систем. Перспективы освоения Луны и дальнего космоса усиливают общественный интерес к космической деятельности, а доступ к новым космическим ресурсам становится предметом стратегической политики. Однако называть ее геополитикой уже некорректно, поскольку речь идет не о Земле, а о других небесных телах. Уместнее говорить о космополитике.

 

Расклад космополитических сил во многом определяется располагаемыми космическими потенциалами и возможностями финансирования. Если космический потенциал РФ, созданный в предыдущие годы, все еще удерживает одно из лидирующих мест, то возможности бюджетного финансирования оцениваются зарубежными экспертами как весьма скромные.

Так, например, ассигнования в рамках Федеральной космической программы (ФКП) РФ на 10 лет составляют 10.5 млрд. долл. США, что меньше, чем США тратят на космос за 1 год [11].

Только по лунному проекту затраты США составят 104 млрд. долл. США [1]. Скромность бюджетного финансирования уже традиционно демпфируется российской космической промышленностью за счет международного сотрудничества, как в форме непосредственного выполнения зарубежных заказов [12], [13], так и в форме создания совместных предприятий [14], [15]. Россия сотрудничает с США и другими партнерами по проекту Международной космической станции [16], а также со странами ЕС по проекту создания системы запуска РН «Союз» в Гвианском космическом центре [17].

 

Рассматриваются возможности совместных лунных программ, в том числе с использованием нового корабля «Клипер» [3]. При всем разнообразии форм традиционного международного сотрудничества, оно, по всей видимости, не сможет компенсировать скромность бюджетного финансирования и существенно повлиять на расстановку космополитических сил.

В такой ситуации возникает вопрос, а существуют ли неиспользованные возможности финансирования космической деятельности? За ответом на этот вопрос в первую очередь следует обратиться к работам, посвященным теории финансирования крупномасштабных космических проектов. Освоение дальнего космоса, планет и астероидов давно стало предметом пристального внимания. Отдав должное оптимистическим прогнозам [18], предметом занялись экономисты [19], [20].

Учитывая масштабы затрат, чрезвычайно высокие риски и длительные сроки возврата инвестиций, на основе анализа обширных данных о реализации крупномасштабных проектов в самых различных областях человеческой деятельности [21], в этих работах сделан вывод о том, что реализация крупномасштабных космических проектов может начинаться только при государственной поддержке, за счет государственного финансирования.

 

И опять же, лишь при целенаправленной поддержке государства, затем к ним могут подключиться частные капиталы.

Кратко это можно сформулировать следующим образом: «только государственная поддержка и государственное финансирование открывают дорогу в космос дальнейшим инвестициям».

Не подвергая сомнению основу сделанного вывода, представляется целесообразным обратиться к иным формам дополнительного внебюджетного финансирования, таким, например, какими являются национальные лотереи. В частности, отметим зарубежный опыт финансирования крупных проектов в рамках государственных лотерей. Так, национальная лотерея Великобритании приносит ежегодно примерно 2.466 млрд. долл. США [22]. Отчисления на социальные проекты делаются с каждого проданного лотерейного билета. Исходя из того, что доходы от национальных лотерей пропорциональны численности населения и ВВП, приходящемуся на душу населения, с учетом паритета покупательной способности и национальных особенностей, можно по аналогии оценить вероятный доход от подобных национальных лотерей в России и некоторых соседних странах.

 

Результаты расчетов, выполненных с использованием данных ЦРУ США [23], представлены в таблице:

Страна

Численность

населения

ВВП на душу населения,

долл. США

Ежегодный доход от лотереи, млрд. долл. США

Великобритания

60 441 457 

29 483.30 

2. 466

Россия

143 420 305

9 817.32 

1. 948

Китай

1 306 313 812 

2 199.49 

 3. 976 

 

При этом следует учитывать, что национальная лотерея Великобритании имеет давние традиции и пользуется прочным доверием населения, помогая решать насущные задачи. В России ситуация совершенно иная. Несмотря на усиление нормативной базы, за последние годы сложилось устойчивое недоверие к лотереям. Преодолеть такое недоверие могла бы только лотерея, организованная в сфере традиционно высокого общественного интереса и направленная на финансирование деятельности, составляющей национальную гордость. Для России такой сферой является космос, а деятельностью — космонавтика.

Проведение Российской космической лотереи и направление доходов, способных значительно превысить бюджетные ассигнования в рамках ФКП, на финансирование космонавтики, могло бы существенно изменить расклад сил в космополитике. Согласно экспертным оценкам, высокая мотивация населения могла бы обеспечить Российской космической лотерее доходы, превышающие прогнозы, сделанные на основе анализа национальной лотереи Великобритании.

Фактически Российская космическая лотерея и является искомой неиспользованной возможностью финансирования космической деятельности в рамках действующего законодательства [24], [25]. В этом случае средства, полученные от населения и направленные на космонавтику, можно было бы рассматривать как частные инвестиции и сделанный выше вывод о форме финансирования крупномасштабных космических проектов звучал бы иначе.

«Государственная поддержка и частные инвестиции усиливают эффект государственного финансирования и открывают дорогу дальнейшим инвестициям».

Российская космическая лотерея должна отличаться от других лотерей как по форме, так и по существу. Ее целесообразно проводить в несколько этапов, а для увеличения общественной притягательности размещать лотерейные генераторы случайных чисел на борту космических аппаратов. Важно, чтобы космические аппараты были пилотируемыми, а космонавты принимали участие в проведении лотерейных розыгрышей.

Важно, чтобы финансирование создания космических аппаратов велось в рамках лотереи, а организация лотереи обеспечивала полное доверие населения. Важно, чтобы лотерея сочеталось с международным сотрудничеством. Тогда Россия получила бы мощный внебюджетный источник финансирования космической деятельности и подошла бы к началу освоения ресурсов Луны и дальнего космоса не уступая США, несмотря на всю мощь американской экономики. Для этого идее проведения Российской космической лотереи нужна государственная поддержка.

 

Источники:

1. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, NASA plans return to Moon by 2020, September 19, 2005. 

2. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, China’s reach for the stars, October 11, 2005. 

3. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Plans for Euro-Russian spaceplane, September 27, 2005. 

4. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, UK should «reverse astronaut ban», October 18, 2005. 

5. BBC News, Sci/Tech, Moon map aids discovery, December 2, 1998. 

6. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Moon visit trip set for lift-off, August 10, 2005. 

7. Proceedings of the World Satellite Business Week, Paris, September, 2005. 

8. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, M. Lane, How to set up a Moon base, August 25, 2005. 

9. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Clear skies for Virgin spaceliner, October 21, 2005. 

10. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, D. Whitehouse, Doubts resurface about lunar ice, November 12, 2003. 

11. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Russia approves new space plans, July 14, 2005. 

12. Universe Today, http://www.universetoday.com, Soyuz launches Foton-M spacecraft, May 31, 2005. 

13. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Space capsule lands back on Earth, April 24, 2005. 

14. International Launch Services, http://www.ilslaunch.com

15. Starsem, The Soyuz Company, http://www.starsem.com

16. BBC News, In Depth, http://news.bbc.co.uk, International Space Station. 

17. BBC News, Science — Nature, http://news.bbc.co.uk, Russia and Europe sign space deal, January 19, 2005. 

18. O’Neil G. The High Frontier,1977. 

19. U.S. Department of Commerce, Commercial Space Ventures: A Financial Perspective. Washington, 1990. 

20. Hickman J., The Political Economy of Very Large Space Projects, Journal of Evolution and Technology, v.4, November 1999. 

21. Mack, Gerstle, The Land Divided: A History of The Panama Canal and Other Isthmian Projects, New York, Octagon Books, 1974. 

22. The Times, Charities furious as lottery lets L 2.4 sit in bank, October 18, 2005. 

23. CIA World Factbook, July 28, 2005. 

24. Федеральный закон РФ от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

25. Постановление Правительства РФ от 05.07.2004 № 338.

Источник:Роскосмос


« Назад

Хиты

Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Жители Москвы и области в ближайшие дни смогут увидеть полет МКС
Международную космическую станцию (МКС) в ближайшие дни можно будет увидеть над Москвой и Подмосковьем, для этого ушедшим на изоляцию жителям даже не придется выходить на улицу - станция будет видна из окон квартир, сообщает Музей космонавтики. 
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
Первопроходцы Марса. Пять самых знаменитых марсоходов
20 марта NASA сообщила о полной готовности марсохода Perseverance к полету. На него были установлены специальные пробоотборники для грунта. Именно в них марсоход может привезти на Землю образцы поверхности и, кто знает, возможно и жизнь. 
На Марсе обнаружили странную дыру
На Марсе обнаружили странную дыру
Ученые НАСА обнаружили на снимках Марса необычную дыру. Отверстие расположено на склоне потухшего вулкана и может намекать на живые организмы, сообщается в блоге НАСА.